Cоциальный арт-проект, который наглядно демонстрирует, сколько тепла теряют многоквартирные здания и денег — их жители

Индекс
Он даёт активистам из ТСЖ возможность утеплить свои дома за счёт средств Фонда капремонта и уменьшить платежи за отопление на 15−18%
15 –
Это до 42 000 ₽ на квартиру за отопительный сезон
42 000
Жилого фонда РФ составляют панельные и блочные дома, построенные с 1956 по 2010 г.
92%
По данным Минстроя
18%
Жители панельных домов часто жалуются на то, что в квартире холодно, несмотря на работающие батареи и исправную систему централизованного теплоснабжения городов. Вот только что с этим можно сделать?
Производитель теплоизоляции PAROC принял решение рассказать людям, что
Мы искали что‑то, что привлекает внимание и доносит информацию в понятной форме и поняли, что если посмотреть на потери тепла через тепловизор, то увидишь занимательную картину. Из этого родилось исследование, воплощённое в арт-проект. На первом этапе проекта оно привлекло внимание к проблеме теплопотерь.
А на втором, чтобы подтвердить, что проблема носит универсальный характер, исследование было расширено, а его партнёрами стали Ассоциация производителей теплоизоляции РОСИЗОЛ и сервис поиска недвижимости Циан. Это помогло рассказать о том, как решить проблему теплопотерь, максимальному числу людей.
«2,3 млрд
за счёт утепления зданий»
«2,3 млрд
сэкономить за счёт утепления зданий»
можно
сэкономить
На первом этапе совместно
провели тепловизионные исследования самых часто встречающихся панелек в семи городах
создали арт-проект, наглядно иллюстрирующий потери тепла, и передали утеплитель городу, который жители назвали самым холодным
PAROC мы:
расширили географию исследования до 15 городов
15
создали индекс, который показывает, как тепло будет в доме конкретной серии, на основании полученных данных
Индекс
разработали гайд о том, как получить утепление многоквартирного здания за счёт средств Фонда капремонта, для жителей, которым не все равно
Гайд
Затем совместно
с Ассоциацией производителей
теплоизоляции РОСИЗОЛ
и Цианом мы:
городов
смотреть видео
С чего все начиналось?
выплатили россияне за обогрев улиц вместо своих домов зимой 2019−2020 гг.
2,3
млрд
Как это произошло, ведь оплачивали они квитанции на
Из-за потерь тепла, которое в прямом смысле уходит на воздух через стены, крышу и фундамент
составляет средний рост цен на отопление в России уже много лет подряд. В некоторых регионах, например в Москве, рост составляет 6,5% или даже доходит до 6,9%
4%
выбрасывает на воздух из-за нерационального отопления каждый владелец квартиры. Ежегодно
15–
с 2022 года оплата за отопление составляет уже минимум треть квитанции. А коммунальные службы получили право отключения за долги
Дома, в которых стоит холод
и гуляют сквозняки, и дома,
и нечем дышать, — обычная
реальность наших зим
тыс.
33%
42
В то время, как сотрудники региональных служб капремонта испытывали недостаток участников программы из-за отсутствия инициативы со стороны граждан.
При этом более 60% этих денег чаще всего в прямом смысле слова улетает на воздух. Тепло уходит через щели и трещины в стенах и обогревает воздух на улицах.
При этом в стране существовала Программа по улучшению качества жизни и комфорта населения с помощью повышения энергоэффективности зданий, которая предусматривала утепление многоквартирных зданий за счёт средств Фонда капремонта. Вот только жители не знали о такой возможности, а те, кто знал, не понимали, что делать, чтобы войти в программу.
«Скандал с перерасчётом услуг ЖКХ в Москве дошёл до ФАС и партий»
Потери тепла — это какие‑то общие слова и сложные цифры.
Чтобы они стали понятны и вызвали отклик, интерес к вопросу, их необходимо показать. Например, исследовать дома тепловизором. Когда видно, как дом светится красным, потому что тепло буквально вылетает сквозь стены, проблема сразу становится понятной.
Почему именно
как мы создавали индекс?
жилых домов
126
на первом этапе волонтёры проекта провели тепловизионное обследование 126 жилых домов в 7 городах России: Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Архангельске, Вологде, Череповце, Рязани и Москве
«Экстремальные холода обрушиваются на регионы России в сопровождении обильных снегопадов»
Мы выбирали города, расположенные в холодных частях европейской части страны, недалеко друг от друга, крупные и имеющие много типовой застройки, исторических и новых зданий, а также жилые дома, о проблемах с отоплением в которых много писали в СМИ и социальных сетях.
Поэтому всего за 1,5 месяца нам прислали 1064 заявки. Пришлось устраивать голосование — какие дома жители каждого города хотят проверить больше всего и снимать на тепловизор те, что набирали больше всего лайков. ER достиг 24% — это в восемь раз больше стандарта хорошей вовлеченности.
Анонсы проверок, репортажи и отчёты об их результатах разместило 106 СМИ, включая Российскую газету и телеканал Вести. О нас бесплатно сделали 82 поста в группах городов в социальных сетях.
Дома для тепловизионного обследования присылали на страницу проекта ВКонтакте сами жители. Проверки проводились бесплатно.
Чтобы рассказать людям о том, как они могут бесплатно утеплить свои дома, директор по маркетингу PAROC Таисия Селедкова дала развёрнутое интервью порталу № 1 в сфере недвижимости — РБК.Недвижимость.
«Появились люди, которые исследуют, как дома сохраняют тепло»
Вести Рязань
Для этого мы привлекли информационного партнёра — федеральный портал «Комсомольской правды», и цифрового художника, который создаёт арты для Sony Pictures и Cirque du Soleil, Алексея Андреева
На втором этапе нам было необходимо наглядно показать, как нерациональное отопление влияет на людей и окружающую среду
Совместно с партнёрами мы:
разработали интерактивную карту с тепловыми портретами 3-х самых холодных домов в каждом из исследованных городов
создали арты, олицетворяющие каждый город, и картины, накладывающие тепловые снимки на реальные фотографии домов
организовали голосование за самый холодный город, которому PAROC передаст теплоизоляционные материалы, чтобы сделать его немного теплее
спецпроект осветили 13 СМИ
13
получили 403 207 переходов на страницу проекта и 86 951 участников голосования
403 207
CTR составил 2%
2%
На этом этапе мы за 10 дней
СМИ
«Волонтёры составили рейтинг самых холодных домов»
На третьем этапе нам необходимо было сделать информацию о теплопотерях жилых домов и способах с ними бороться по‑настоящему доступной каждому
Поэтому было решено расширить географию исследований: обследовать тепловизорами самые часто встречающиеся панельки в 15 городах России, расположенных в различных климатических зонах
В планы проверок вошли: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Архангельск, Вологда, Петрозаводск, Рязань, Самара, Череповец, Чебоксары, Уфа и Тюмень
в СМИ вышло 153 публикации, в том числе 28 обзоров на ТВ и 10 экспертных интервью Президента РОСИЗОЛ Таисии Селедковой
153
жителей прислали 4 807 заявок на проверку домов
4 807
ER постов о выборе домов для проверок достигал 31,5%
31,5%
По результатам 3-го этапа
публикации
Мы привлекли информационного партнёра — Циан, который создал Индекс тепла. Показатель, который отражает, насколько хорошо удерживает тепло многоквартирный дом. Индекс тепла был интегрирован в объявления о продаже, сдаче квартир в аренду. Его покрытие составило более 50% серийных домов на сервисе
«Градуса на 2−3 потеплее стало после утепления торцевой стены»
Для этого был подготовлен гайд о том, как утеплить свой дом за счёт
«Если Индекс оказался низким, это может стать отправной точкой для коллективной работы над получением утепления за счёт средств Фонда капремонта. Ведь помимо Индекса в рамках проекта был создан гайд о том, как получить утепление за счёт средств Фонда капремонта и тем самым снизить платежи за отопление в среднем на 20%, — рассказала Юлия Зыкова, руководитель команды „Аудитория“ Циан».
Lenta.ru
Чтобы дать старт диалогу жителей и представителей Фондов капремонта, эксперты РОСИЗОЛ провели серию встреч с ними в 12 из 15 городов
на 2−4°С выросла температура внутри домов, жители которых получили утепление в рамках Программы по улучшению качества жизни и комфорта населения с помощью повышения энергоэффективности зданий
2–
1439 домов подали на обследование их жители в группе проекта во ВКонтакте
1 439
390 многоквартирных жилых зданий было обследовано
Главное о проекте
домов
390
Мы выбирали города, расположенные в холодных частях европейской части страны, недалеко друг от друга, крупные и имеющие много типовой застройки, исторических и новых зданий, а также жилые дома, о проблемах с отоплением в которых много писали в СМИ и социальных сетях.
Поэтому всего за 1,5 месяца нам прислали 1064 заявки. Пришлось устраивать голосование — какие дома жители каждого города хотят проверить больше всего и снимать на тепловизор те, что набирали больше всего лайков. ER достиг 24% — это в восемь раз больше стандарта хорошей вовлеченности.
4°С
Каких результатов добились?
142 поста о проекте бесплатно сделали паблики ВКонтакте, посвящённые жизни городов, где проходили исследования
142
индекс вышел на Циан и теперь доступен в каждом объявлении о продаже или сдаче квартиры в доме обследованного типа
польза
в СМИ вышло 272 органических публикации о проекте, в том числе 32 на ТВ
272
поста
за 10 дней арт-проект «Цвета потери тепла» на KP.ru посмотрело 403 207 пользователей, а 86 950 уников приняли участие в голосовании за самый холодный город
403 207
12 989 892 чел. посмотрели Индекс тепла и продолжают смотреть
12 989 892
жители начали подавать свои дома на утепление, пользуясь Индексом и гайдом как отправной точкой для диалога с региональными Фондами капремонта
Инфо
И главное:
мы дали людям реальные инструменты для защиты своих прав. Например, благодаря тепловизионным снимкам, полученным во время проекта, председатель совета Дома Электротока (СПб), Анна Букина, смогла добиться утепления всех окон здания, которое пыталась получить пять лет
«В России за семь месяцев 2024 года отремонтировали дома, в которых проживают более 1,7 миллиона человек»
Марат Хуснуллин
Премии:
Серебро
Номинация:
WorldLover: лучший социальный проект бизнеса
Сделано совместно с
Следующий кейс
Предыдущий кейс