Сказ о том, как мы изменили позиционирование речных круизов в России в кризисные пандемийные годы и обеспечили 81% загрузки теплоходов в локдаун
Словосочетание «внутренний туризм» наводило тоску
Сегодня рынок речных круизов в России — самый быстрорастущий сегмент в туристической отрасли. В это сложно поверить, но всего несколько лет назад речные круизы по России ещё считались аутсайдерами и представляли из себя отдыхом для нетребовательной публики.
Работая с лидером по количеству теплоходов в России, мы в корне смогли изменить ситуацию. Как? Давайте обратимся к истокам.
Мы смогли в корне изменить ситуацию
аудитория речных круизов была небольшой и полностью вычерпанной
средний возраст флота достигал 40 лет
круизы воспринимались, как отдых для пожилых и нетребовательных
Проблемы Проблемы Проблемы
рост виделся участникам отрасли только через приток иностранцев
Проблемы
Проблемы
Проблемы
Проблемы
Проблемы
Проблемы
Лидер отрасли стремился к изменениям
Инвестировал в постройку нового теплохода класса «люкс», реновацию судов и разработку новых маршрутов. И, казалось бы, это отличная основа для промо-кампаний, но грянул ковид и локдаун, а с ним неопределённость.
Круизы отменили на неизвестный срок и туристы стали отказываться от уже забронированных круизов.
ШАГ 1: ОСТАНАВЛИВАЕМ ЛАВИНУ ВОЗВРАТОВ
По состоянию на начало 2020 года было продано 35% путёвок на сумму более 1,7 млрд рублей. Нам надо было успокоить потребителя и предотвратить финансовые потери.
Что обычно происходит в кризисных ситуациях?
Потребители предъявляют претензии, бренд защищается, а регуляторы принуждают срочно возвращать средства. Так происходило и в локдаун — государство объявило, что круизов в этом году не будет, а стоимость путёвок необходимо немедленно вернуть по первому требованию.
Что мы сделали, чтобы остановить возвраты?
Построили открытую коммуникацию «от людей к людям»
Выпускаем заявление оперативного штаба, в котором предлагаем выбор — осуществить возврат или получить дополнительную выгоду (сохранить бронирование и получить бонус)
Сняли видео-обращение от Генерального директора компании с простым и человечным рассказом о ситуации и о действиях, которые предпринимает команда, чтобы максимально исполнить свои обязательства перед теми, кто купил круизы
Подготовили комьюнити-менеджеров и операторов колл-центров, чтобы они могли разговаривать с потребителями, как их союзники
Разработали новую программу возврата туров, предполагающей сохранение возможности возврата вплоть до 48 часов до рейса
Результат:
за 3 дня
разгрузили отдел заботы о круизерах
77%
сохранили 77% бронирований
ШАГ 2: ЗАПУСКАЕМ НОВЫЕ ПРОДАЖИ ФАКТИЧЕСКИ «С НУЛЯ»
Роспотребнадзор разрешает круизам отправится в плаванье с июля. Но гости боятся путешествовать на фоне негативной повестки об океанских лайнерах, охваченных COVID-19. Необходимо срочно запустить продажи с открытой датой. Что делать, если потребитель всего боится, а продажи стоят на месте? Конечно, работать на инсайтах.
Так мы запустили кампанию «Россия там, где душа»
И такой инсайт в стремительно меняющемся мире удалось найти — им стала духовность. Пересмотр ценностей и обращение к духовному — то, что стало важным для россиян и людей по всему миру в период пандемии. И это то, что могло стать основой для настоящего отдыха и снятия глубокого стресса, в который мы все были погружены.
смотреть видео
Спецпроект с большим федеральным СМИ и агрегатором путешествий Tutu с возможностью прямой продажи билетов на круизы по святым местам России.
Что мы сделали?
«30 млн человек в год совершают поездки по России с религиозными целями — это треть населения европейской части России»
Для аудитории, которая целенаправленно ищет отдых в России, мы создали спецпроект с KP.ru: интерактивную карту из 10 самых популярных у туристов монастырей по версии Яндекса.
Cпецпроект с KP.ru
Результаты спецпроекта:
4
брендированного спецпроекта в органической поисковой выдаче по целевым запросам (название монастырей)
92%
аудитории никогда раньше не были на сайте круизной компании и не являлись его клиентами
11%
увеличение CTR с 0,4 до 11%
111 255
переходов к карточкам круизов
место
CTR
Для аудитории, которая интересуется нестандартными культурными аспектами и ищет новые варианты путешествий, был создан партнёрский проект с Tutu.ru. Гайд, который рассказывает непривычные факты об исторических локациях в центральной России. Конечно, тех самых, куда можно отправиться в круиз.
Проект с Tutu.ru
Результат партнёрского проекта:
644 799
карточек круизов
1560
круизов из проекта
просмотров
прямых покупок
ШАГ 3: ВЫХОДИМ НА НОВУЮ АУДИТОРИЮ — ПРОМОУТИРУЕМ ЭКСПЕДИЦИИ КЛАССА «ЛЮКС»
Срочно нужно запустить продажи доселе невиданного продукта на рынке — экспедиции со средним чеком от полумилионна рублей. Но открытые сроки бронирования (неизвестно когда отправятся первые экспедиции) и нулевое знание аудиторией о преимуществах отдыха в России в подобном формате мешали исполнить эту задачу.
В круизе было прекрасно все
Дизайн и внутреннее убранство теплохода, кухня от шеф-поваров и, конечно, маршрут по диким, нетронутым местам, где раньше бывали только профессиональные путешественники. Осталось обратить на этот круиз внимание целевой аудитории — очень избирательной аудитории со сверх-высоким доходом.
Изменили позиционирование: переименовали «премиальный круиз» в «экспедиционный» и запустили обширную премьерную промо-кампанию.
В начале мы собрали пресс-тур
Как мы это сделали?
Провели пресс-тур для топовых глянцевых СМИ, от GQ до РБК, и получили материалы, которые вышли на первые позиции по просмотрам на порталах изданий.
Результаты пресс-тура:
22
в органике в изданиях, которые номер один для аудитории
6,67
MEDIA VALUE = 6,67
выхода
В десяти выпусках в прямом эфире путешественник прямо с борта теплохода рассказывал о впечатлениях. А после он появлялся в уже форматах статей с фотографиями, куда слушатели заходили сразу после и могли посмотреть дополнительные материалы.
Создали аудио-сериал с радиостанцией «Эхо Москвы»
Результаты проекта с радио:
4,39
OTS = 4,39 млн (по данным TNS Media)
112 000
уникальных пользователей в блоге
ТОП-10
блог попал в ТОП-10 самых популярных блогов не о политике на портале
млн
Показали, какие нетронутые, дикие места, ранее доступные только профессиональным путешественникам, можно посетить в рамках круиза-экспедиции.
Запустили проект на National Geographic вместе с прославленными фотографами-путешественниками
Результаты проекта:
71 044
просмотров
1 109
переходов на бронирование
ШАГ 4: АКТИВИРУЕМ РЕГИОНЫ С ПОМОЩЬЮ ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ ALL INCLUSIVE
Взбодрить регионы
Дизайн и внутреннее убранство теплохода, кухня от шеф-поваров и, конечно, маршрут по диким, нетронутым местам, где раньше бывали только профессиональные путешественники. Осталось обратить на этот круиз внимание целевой аудитории — очень избирательной аудитории со сверх-высоким доходом.
Теплоходы отправляются в круизы из множества городов в европейской части России. Однако, они часто бывали недозагружены. Потому что жители этих городов предпочитали традиционно проводить отпуск в Турции.
Благодаря локдауну они стали искать другие варианты отдыха, а мы предложили им по новому посмотреть на круизе, поменяв позиционирование на любимый всеми формат All Inclusive.
«Мы решили провести своё расследование и узнать, реально ли отдохнуть без перелётов, акклиматизации, сложных сборов и обмена валют. Искать долго не пришлось. Из Нижнего Новгорода можно отправиться в круиз, который многие называют отличной альтернативой привычному отельному All Inclusive»
Мы подготовили спецпроекты с массовыми региональными новостными порталами в 6 городах, которые пользуются максимальным доверием аудитории — имеют более 50% прямых заходов на сайт ежедневно.
Результаты спецпроектов:
4%
совершили бронирование
+52%
к суммарному спросу из регионов по соотношению к 2019 г.
1 558 802
на карточки круизов
Одной
объяснили, зачем идти в речной круиз по России
Мотивированный
сформировали мотивированный траффик — новые пользователи проводили на сайте от 2 до 14 мину
трафик
фразой
пользователей
перехода
ШАГ 5: ПОДТВЕРЖДАЕМ НОВЫЙ ПРЕМИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОДАЖ
Самой громкой премьерой этого непростого года стал первый теплоход класса «люкс», построенный в современной России. Если бы он был отелем, то точно получил пять звёзд. Однако, премиальная аудитория просто не привыкла отдыхать, путешествуя «по рекам» родной страны.
Возникла потребность бороться не только с кризисом
Возникла потребность бороться не только с бушующим вокруг кризисом, но и заполнять ранним бронирование следующий год. Для этого мы развернули действия сразу в двух направлениях: привлекли лидеров мнений и создали pop-up проект на площадке одной из социальных сетей, популярных у аудитории.
В десяти выпусках в прямом эфире путешественник прямо с борта теплохода рассказывал о впечатлениях. А после он появлялся в уже форматах статей с фотографиями, куда слушатели заходили сразу после и могли посмотреть дополнительные материалы.
Звёздный пресс-тур
«Лето 2020 года было распланировано у меня как никогда: оперные постановки, премьеры, 100-летие Зальцбургского фестиваля и многое другое. Вместо этого отпуск я провёл в России. Пошёл на теплоходе по Волге. Чтобы хоть как‑то компенсировать околокультурные впечатления… Сразу признаюсь, это было правильным решением»
Игорь Гаранин. Ex главный редактор GQ в России
И для того, чтобы не терять аудиторию, мы запустили pop-up аккаунт в запретграме. Собственное медиа о круизах, как стиле (изысканной) жизни, широко поддержали лидеры мнений в своих материалах из тура на борту, а будущие гости получили возможность сразу приступать к покупке.
Собственное медиа о круизах, как стиле (изысканной) жизни
Мы показали, как на самом деле выглядит современный круиз по России, и сформировали мечту попробовать этот опыт через:
Собственный контент с акцентом на визуальную составляющую
Интересные герои и их истории, из числа гостей тура
Экскурс в прошлое, которое напоминает нам о времени индивидуального туризма
Сформировали мечту попробовать круиз
Результат премьеры теплохода класса «люкс»:
52
на органической основе в глянцевых изданиях по всей стране и в ближнем зарубежье
2 710
за месяц без бюджета на рекламу и 570 лидов на покупку круиза в запретграме
публикации
подписчиков
Таким образом, во время ковида, получилось:
77%
сохранить 77% бронирований, сделанных до того, как мы узнали, что такое локдаун
81%
выполнить 81% от плана продаж на 2020 год, несмотря на то, что сезон открылся в конце июля, а не в начале мае
92%
заполнить ранним бронированием 92% кают на следующий год
Золотой
позиция «Круизы — это отдых в формате все включено» стала золотым стандартом отрасли
Позитивный
укрепить понимание, что отдых в России — это потрясающий позитивный опыт вне зависимости от класса теплохода